16 составляющих психического здоровья (по Н. Мак Вильямс)

Жизненные ситуации, в  которые иногда попадает человек, часто заставляют его задуматься над вопросами: «Все ли правильно со мной происходит? Нормальный ли я?». Благодаря шестнадцати составляющим психического здоровья каждый желающий имеет возможность дать себе объективную оценку, посмотрев на себя извне. Учитывая то, что психика - весьма тонкая структура, нужно отметить, что это является не эталоном, а, скорее – неким ориентиром, знаменателем психического здоровья.

Способность любить

Способность вовлечения в отношения, умение открыться другим людям. Любить человека во всех его проявлениях, принимая все его недостатки и достоинства, не идеализируя и не обесценивая. Уметь отдавать, а не только брать. Это может быть как любовь родителей к детям, так и любовь между партнерами.

Способность работать

Речь идет не только о профессиональной деятельности человека. Прежде всего, это касается умения создания того, что ценится человеком, семьей и обществом в целом. Привнося в мир нечто новое, имеющее для других смысл и большое значение, обладая для этого творческим потенциалом, люди осознают свою важность. Зачастую это бывает сложно для детей подросткового возраста.

Способность играть

Имеется ввиду не только детская игра в прямом смысле, но и способность взрослого человека уметь «играть» с помощью слов и символов. Люди получают удовольствие от использования метафор, иносказаний, юмора и символизации своего опыта. Эстонско-американскому психологу Йаку Панксипу, исследования которого приводит Нэнси Мак-Вильямс, удалось доказать существенное влияние игр на развитие головного мозга. Он утверждает, что значимую роль для развития молодых животных имеют игры с использованием телесного контакта. Если на один день лишить животных возможности играть, следующий день они проведут в играх с еще большим усердием. Сопоставив это явление с поведением людей, ученый сделал предположение о том, что наличие у детей гиперактивности является следствием дефицита игры. В последнее время в обществе отмечается тенденция перехода «активных» игр в «отстраненно-наблюдательные». Мы перестаем играть, танцевать, петь, увлекаться спортом, все чаще занимаем наблюдательную позицию, оценивая, как это делают остальные.

Безопасные отношения

Нездоровые отношения (насильственные, угрожающие, зависимые), в которых состоят люди, часто побуждают их обращаться в психотерапию, целью которой является исправление данной ситуации. Для того чтобы разобраться в природе и причинах данного явления,  обратимся к теории привязанности, описанной Джоном Боулби. По его мнению, привязанность разделяется на 3 типа: нормальная, тревожная (имея страх перед одиночеством, человек привязывается к объекту, имеющему для него определенную значимость), а также избегающая (с легкостью отпуская Другого, человек испытывает колоссальную внутреннюю тревогу). Позже выделилась дезорганизованная привязанность (D-типа) – тип, при котором человек воспринимает объект привязанности как источник страха и тепла одновременно. Чаще всего данная реакция развивается у людей, имеющих пограничный уровень личностной организации и перенесших в детском возрасте насилие либо отвержение. Характерные проявления такого типа привязанности - «прилипание» к объекту и одновременное «кусание» его.  Нарушения привязанностей являются довольно распространенным явлением, однако поддающимся коррекции при помощи психотерапии, если срок партнерских отношений составляет как 2 года, так и более длительное время (больше 5 лет).

Автономия

Люди, которые обращаются за помощью к психотерапевту, зачастую имеют дефицит автономии, однако и немалый потенциал, который, собственно, и побуждает их к внутреннему изменению. Человек совершает не то, что хочет на самом деле, не прислушиваясь к собственным желаниям. Автономия часто смещается на другие области жизни (иллюзорно). Как пример можно привести истории пациентов, которые страдают анорексией:  им хочется контролировать что-либо, кажущееся доступным, при этом объектом контроля вместо своих желаний ими выбирается собственная масса тела.

Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности

Это умение контактировать с собственным Я, принимая все его стороны: хорошие или плохие, приятные или не вызывающие положительных эмоций, а также способность переживать конфликты, не расщепляясь при этом. Восприятие себя как ребенка, которым был, тем, кем является сейчас и личностью, которой станет по прошествии нескольких лет. Это способность к интеграции всего того, что было дано природой и того, что человек сумел сам в себе развить. Существуют и некоторые нарушения данного пункта, например, полное недовольство собственным телом, которое не воспринимается частью себя, что вызывает желание его резать, изнурять себя голодом и т.д.

Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго)

Достаточная сила Эго помогает человеку, который столкнулся со стрессом не заболеть, не сорваться, не использовать для выхода из стрессов только лишь ригидную защиту. Это способность оптимальной адаптации к условиям сложившейся ситуации.

Реалистичная и надежная самооценка

Проблема многих людей зачастую заключается в излишне критикующем Супер-Эго, которое заставляет относиться к себе слишком жестко, при этом их самооценка далека от реальности. Обратной ситуацией (особенно характерной для США) может являться завышенная самооценка. Дети, которых восхваляют родители, движимые целью иметь в своей жизни все только лучшее, а значит и «лучших детей», испытывают чувство полной пустоты, так как данная похвала не всегда имеет под собой основания и лишена искренней любви и тепла. У ребенка возникает непонимание собственного Я, ему кажется, что никто не знает его в действительности. Он требует особенного отношения к себе, на самом деле не заработав на это права.

Система ценностных ориентаций

Человеку важно не только понимать этические нормы и их смысл, но и гибко следовать им. В XIX веке существовало понятие – «моральное безумие», которое в сегодняшнее время имеет другое название – антисоциальное расстройство личности. Эта проблема связана с тем, что человек может не иметь представления о различных этических, ценностных и моральных нормах и принципах. Однако некоторые другие элементы из этого списка у данных людей могут присутствовать.

Способность выносить накал эмоций

Если человек умеет оставаться с эмоциями, чувствуя их, и при этом его действия не находятся под их влиянием означает, что он обладает способностью выносить эмоции. Оставаясь в контакте с эмоциями, он одновременно действует рационально, в соответствии со своими мыслями.

Рефлексия

Способность человека взглянуть на себя со стороны, оставаться эго-дистонным. Люди, обладающие рефлексией способны дать объективную оценку своим проблемам, что помогает им найти максимально эффективные способы для их решения.

Ментализация

Люди, которые обладают такой способностью, как ментализация, воспринимают Других как совершенно отдельных личностей, имеющих свои особенности, психологическую и личностную структуры. Эти люди могут различать ощущение личной обиды после чьих-либо действий или слов и тем, что у Другого человека не было цели их обидеть. Обиженными они могут чувствовать себя лишь в силу собственного опыта и особенностей личности.

Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость их использования

Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения.
Этой способностью обладают люди, которые остаются самими собой, заботятся о личных интересах и при этом принимают в учет интересы партнера, состоящего с ними в отношениях.

Чувство витальности

Способность человека быть и ощущать себя живым. Винникот утверждал, что человек, нормально функционируя, одновременно может создавать впечатление как бы неживого.

Принятие того, что мы не можем изменить

Обладая данной способностью, люди могут испытывать скорбь, искреннюю грусть от невозможности что-либо изменить. Человек принимает свою ограниченность и оплакивает то, что ему хотелось бы иметь, но он его не имеет.

Таким образом, баланс психического здоровья создает наличие того или иного данного элемента в различной степени.

Автор Медведева И.В.