Эпителиально – копчиковый ход

Эпителиально – копчиковый ход – это врожденное заболевание крестцово –копчиковой области, которое возникает в результате нарушения формирования каудального конца эмбриона. В результате в межъягодичной области строго по средней линии образуется канал покрытый эпителиальными клетками, которые в свою очередь содержат волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Длинна канала как правило 2-3 см. Он слепо заканчивается в подкожной клетчатке и не связан ни с крестцом ни с копчиком. На коже канал может открываться одним или несколькими отверстиями.

Это довольно частая патология, которая не оказывает никакого влияния на рост и развитие ребенка и не проявляющая себя до наступления полового созревания. В результате повышения гормонального фона, которое обычно наступает в подростковом возрасте, происходит интенсивный рост волос на интимных местах, в том числе и межъягодичной складке. В результате может возникнуть закупорка копчикового хода интенсивно растущими волосами. Нарушается дренаж секрета сальных и потовых желез. В результате накопления продуктов жизнедеятельности этих желез создается благоприятная среда для роста и развития патогенной микрофлоры. Выделяемые бактериями токсины разрушают эпителиальный слой и вовлекают в процесс подкожную клетчатку. Именно в этот момент и появляются первые жалобы на выделение скудного серозного или гнойного отделяемого из межъягодичной складки, на которые чаще всего никто не обращает внимания.

По мере распространения процесса на подкожную жировую клетчатку у больного, как правило, появляются жалобы на дискомфорт во время сидения, наличия гиперемии, отека, уплотнения в межъягодичной области, которые многие пациенты объясняют наличием кожной инфекции.

Постепенно бактерии расплавляю жировую клетчатку, и образуется гнойная полость (абсцесс), которая может сопровождаться появлением температуры, общей слабостью. Именно на данном этапе заболевания пациенты, как правило, обращаются к хирургам. Но бывают случаи, когда гнойная полость вскрывается самостоятельно, иногда через имеющийся ход, а иногда с формированием дополнительных свищей. Больной чувствует облегчение и не считает нужным сходить на прием к врачу. В результате, процесс принимает хроническую форму, которая проявляется образованием новых инфильтратов, абсцессов и ходов. Следует учитывать, что каждый последующий абсцесс становится все больше и больше, появляются дополнительные свищи, которые могут открываться в полость прямой кишки, мошонки или даже на переднюю брюшную стенку. Длительно протекающий хронический процесс в конечном итоге перерастает в плоскоклеточный рак. Эпителиально – копчиковый ход чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Обычно это люди в промежутке между 15-35 годами.

Диагностика эпителиально – копчикового хода обычно не вызывает затруднений. Если вы обратили внимание на то, что ваше нижнее белье на месте соприкосновения с копчиком стало намокать, то попросите близкого вам человека осмотреть данную область или обратитесь к хирургу. При осмотре четко видны, строго по срединой линии, наружное отверстие или отверстия свищевых ходов. Если же имеется гиперемия, уплотнение, покраснение кожи, то необходимо немедленно обратится к врачу, так как имеет место гнойная полость, которую необходимо вскрыть.

Копчиковые кисты следует отличать от других сходных по проявлениям заболеваний, а именно:

1.  свищ прямой кишки – так же имеется наружное отверстие свищевого хода, из которого выделяется серозное или гнойное отделяемое, однако при зондировании или прокрашивании свища имеется внутренние отверстие, которое открывается в полость прямой кишки;
  2.  эпидермоидные копчиковые кисты – подвижные и безболезненные, но в период из воспаления могут возникнуть трудности в диагностики, основное из отличие от эпителиально – копчиковых – это отсутствие наружного свищевого отверстия;
  3.  заднее менингоцеле, как и эпидермодные кисты не имеет наружного свищевого отверстия, но отмечается нарушение функций тазовых органов (энурез);
  4.  остеомиелит крестца – при пальпации через прямую кишку имеется тестоватость и патологическая подвижность костей.

Лечение эпителиально - копчикового хода (кисты) только хирургическое, которое заключается в иссечении свищевого хода или кисты. Стоит заметить, что чем раньше пациент обратится за помощью, тем менее травматичной будет операция, меньших размеров послеоперационная рана и более короткий послеоперационный период.

В нашей клинике мы выполняем лечение эпителиально копчиковых ходов (кист) в один или два этапа. Если пациент обращается с жалобами на гиперемию, отек, боль в межъягодичной складке - имеет место эпителиально – копчиковая киста с нагноением. В данном случае первым этапом производят вскрытие и дренирование гнойной полости. После купирования воспаления выполняют иссечение кисты. Данная двухэтапная методика операции позволяет уменьшить объем иссекаемых тканей, что в дальнейшем приводит к более быстрому и адекватному заживлению раны. При отсутствии нагноения выполняется одноэтапная радикальная операция. Операции выполняются под спинномозговой анестезией. В момент операции пациент находится в сознаний, а через 3-4 часа после операции способен вставать и самостоятельной передвигаться.

Авотр к.м.н. Котелевский Е.В.

Для получения более полной информации или очной консультации с автором можно связаться по тел.+79183546638  или по электронной почте. (  medbaza23@mail.ru   )